Блог

«Неподъемный вопрос. В Казахстане не могут найти ответственных за обслуживание лифтов»

Казахстанские лифтовые компании возмущены законом об отмене лицензии на право монтажа и технического обслуживания лифтов. Их жалобы касаются новых и неопытных предпринимателей. Как пример некачественной работы лифтовики приводят тот факт, что в 2014 году в Алматы было зарегистрировано три несчастных случая с лифтами в новых жилых комплексах, из-за которых пострадавшие получили переломы различной степени тяжести. В связи с этим на прошлой неделе на круглом столе старожилы лифтового сервиса предложили вернуть систему лицензирования.

«Лифты - источник повышенной опасности, строительная компания не может отследить ни качество, ни квалификацию монтажников. Если завтра что-то случится, то должна отвечать монтирующая компания, - заявил заместитель генерального директора ТОО «Алматылифт» Максим Телицкий, - Я предлагаю два пути решения: вернуть закон о лицензировании с указанием квалификации компаний и больше не относить лифты к строительной деятельности, либо прописать ограничения обслуживающим компаниям, опыт которых должен соответствовать нормативам», - предложил заместитель гендиректора.

Напомним, процесс отмены лицензии занял 4 года и в 2012 году полностью отменили лицензирование установки и эксплуатации лифтов как вида деятельности.

Г-н Телицкий пояснил, что этот вид лицензий отнесли к деятельности строительных компаний, которые разделяют на три категории. К строительным компаниям третьей категории относят новые зарегистрированные компании, вторая присуждается тем, кто работает на рынке 3 года, а к первой относят тех, кто квалифицированно работает более 10 лет. По мнению заместителя гендиректора, обслуживающей деятельностью должны заниматься только компании первой категории.

По словам г-на Телицкого, зачастую обслуживающие компании открываются специально под тендеры по установке лифтов: новые лифты не нуждаются в обслуживании. Но по истечению года, когда необходим ремонт, такие компании просто исчезают и тогда не с кого спрашивать. А крупные компании отказываются от дальнейшего обслуживания, так как изначально был сделан некачественный монтаж лифтов.

Согласен с коллегой и генеральный директор ТОО «ЛифтКомплекс» Сергей Внуков. Он пояснил, что обслуживание как таковое выбыло из лицензирования, поэтому теперь вся ответственность по эксплуатации лежит на владельцах - заказчиках лифтов, то есть жителях и КСК. Кроме того, г-н Внуков добавил, что в сфере производства и обслуживания лифтов необходима устойчивая законодательная база.

«Из лицензирования обслуживание выкинуто лет 5-7 назад, на моей памяти. Сейчас любой дядя Вася с улицы может прийти обслуживать лифты. То же самое и с бюджетом. Выдают сумму на тендерах, компании год обслуживают, пропадают, а заказчик недоволен. Тут же организовывается новое предприятие по обслуживанию и все идет по кругу», - поясняет г-н Внуков.

По мнению Сергея Внукова, так как ответственность лежит на КСК и заказчике, в силу их малограмотности, они смотрят на цифры, лучше для них та компания, которая возьмет меньше денег за свои услуги.

«Собственников не волнует, есть ли у компании лицензия, существует ли производственная база, они поймут только тогда, когда случится что-то аварийное. Нужно вернуть лицензирование на монтаж и на техническое обслуживание», - горячо заявил г-н Внуков.

Кроме того, по мнению г-на Внукова, в развивающемся Казахстане развиваются и технологии. К примеру, необходимо строить город, доступный для инвалидов. Однако из-за отсутствия нормативной базы казахстанские компании строят и монтируют по стандартам России и Китая, откуда привозят оборудование, которые не всегда подходят под нормативы Казахстана.

По словам президента ассоциации «Союза лифтовиков» Нурлана Кенжебаева, в Казахстане только 20 аккредитованных лифтовых компаний, а новых открывшихся компаний, которые обслуживают лифты - порядка 400. По его мнению, в Казахстане отсутствуют надлежащие надзорные органы, которые бы следили за качеством выполняемой работы.

«Индустрия лифтового производства, промышленности, монтажа и обслуживания пущена в свободное плавание, но тем не менее их работа касается общественной безопасности. В законе существует трактовка, что собственник имеет право эксплуатировать лифты, имеет на них техническое право, также может обратиться в обслуживающую компанию по его усмотрению. Трактовка «может делать, а может не делать», на мой взгляд, неправильна», - заявил г-н Кенжебаев.

Также президент ассоциации считает, что КСК не задумываются о том, что они ответственны за происшествия, связанные с лифтом. Ведь КСК должны заключать соответствующие договоры с компаниями, аккредитованными в департаменте ЧС. Однако г-н Кенжебаев сомневается, проверяются ли такие компании на соответствие нормативных требований. И предложил соответствующим органам проводить проверку КСК и компаний на наличие договоров.

Со своей стороны, начальник отдела технического нормирования ДЧС г. Алматы Еркин Байдосов возразил, что департамент при приеме лифтов и введении в эксплуатацию принимает только пожарные нормы, остальные же вопросы по обслуживанию лифтов вне компетенции ДЧС.

Руководитель Департамента индустриального развития и промышленности МИР РК по г. Алматы Берикбаланов Нурлан пообещал, что теперь департамент будет уделять повышенное внимание по данным вопросам.

У вас остались вопросы?
Задайте их прямо сейчас по WhatsApp. Постараемся вам помочь